Шри Гопала Бхатта Госвами

Шри Гопала Бхатта Госвами был одним из главных последователей Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху (1486 – 1534), великого религиозного учителя и реформатора, основателя традициии Гаудийя Вайшнавизма. Он родился в 1500 (согласно некоторым источникам, в 1503) в семье Венкатты Бхатты, в городе Шрирангам в Южной Индии. Шрила Гопала Бхатта Госвами принял посвящение от своего дяди, Шри Прабодхананды Сарасвати.
Родители Гопала, великие преданные Чайтаньи Махапрабху, прежде чем покинуть этот мир, дали сыну наказ отправиться во Вриндаван. Гопал достиг Вриндавана, где встретил Рупу и Санатану Госвами. Как только состоялась встреча, Рупа и Санатана сообщили о ней Чайтанье Махапрабху. Господь был полон радости и немедленно ответил им в том духе, что они должны с любовью о нём заботиться, как о младшем брате. Шрила Санатана Госвами составил знаменитый трактат под названием «Хари-бхакти-виласа», однако в качестве автора указал Шрилу Гопалу Бхатту Госвами. А Рупа Госвами, которому Гопал стал очень дорог, благословил его поклоняться Божеству Радха Рамана.
Хотя Гопал Бхатта был великим учёным и одним из шести Госвами Вриндавана, он всегда оставался скромным и смиренным. Так, когда Кришнадас Кавирадж обратился к нему за позволением написать Чайтанья-Чаритамриту, Госвами дал его, но поставил условие: его имя не должно фигурировать на страницах книги. Кришнадас Кавирадж Госвами не мог идти против его желания, и потому Гопал Бхатта не упоминается в Шри Чайтанья-Чаритамрите, основной биографии Шри Чайтаньи.
В предисловии к «Сат-сандарбхе» Шри Джива Госвами замечает, что в основу трактата положены более ранние тексты, принадлежащие перу Гопалы Бхатты. Гопала Бхатта также написал «Сат-крийя-сара-дипику» и порадовал общество преданных, подарив им комментарий к Кришна-Карнамрите Билвамангалы.
Учениками Шрилы Гопала Бхатты Госвами были Шри Гопинатх Пуджари и Шринивас Ачарья. Говорят, что Махапрабху настолько любил Гопала Бхатту, что подарил ему свой собственный пояс и каупину, а также деревянное сиденье, которым пользовался. Этим предметам по сей день поклоняются в храме Радха Рамана во Вриндаване служители (севайиты) храма.
История появления Божества Радха Рамана изобилует чудесами. Однажды, когда Шрила Гопала Бхатта Госвами посещал священные места в северной Индии, на берегу реки Гандаки он нашёл Шалаграма Шилу (Священный камень). Госвами взял её и стал носить с собой, поклоняясь как Самому Враджендранандану Кришне. Однажды он подумал, что хотел бы поклоняться Господу в образе Божества. На следующий же день он увидел, что Шалаграма Шила превратилась в Божество Радха Рамана, исполнив, таким образом, желание своего преданного. Божество Кришны пребывало в одиночестве, рядом с ним не было Радхи. Присутствовал лишь символ Радхарани – серебряная корона.
Существует иная версия этой истории. Говорится, что Шрила Гопала Бхатта Госвами каждый день поклонялся двенадцати Шалаграма Шилам. У него возникло желание служить Господу в форме Божества, поскольку в таком случае он смог бы служить Господу лучшим образом. Господь знал его чувства и через одного богатого купца послал ему множество прекрасных артефактов для поклонения – украшения, одежды и тому подобное. Гопала был опечален – ему казалось, что эти прекрасные вещи окажутся бесполезными, поскольку он никак не мог их использовать до тех пор, пока Божество не приобрело человекоподобный облик. Вечером он уложил Шалаграму спать, а утром увидел, что она превратилась в Божество Радха Рамана.
Когда Рупа и Санатана Госвами узнали, что Кришна явился Гопале Бхатте, то немедленно пришли к нему в компании других преданных, желая получить даршан Господа. Когда они увидели Божество, то испытали прилив экстатической любви. Каждый год, в день полной луны в месяце Вайшакх происходит фестиваль, посвящённый явлению Радха Рамана. Во время праздника Божество омывают на глазах у публики. Храм Радха Рамана считается одним из центральных храмов Вриндавана.
Земной путь Гопалы Бхатты Госвами завершился в 1578. Его самадхи (усыпальница) находится позади Радха Рамана Мандира во Вриндаване.

Рагхунатх Дас Госвами

Рагхунатха дас родился в 1495 году в селении Шри Кришнапура в Бенгалии в семье богатого землевладельца. Ещё будучи ребенком, он получал наставления об основах учения вайшнавов от Баларама Ачарйи и Харидаса Тхакура. В 1510 году известие о саннйасе Шри Чайтанйи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитйананда Прабху отговорил Шри Чайтанйю от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанйю, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноше было всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отречённых. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И всё же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтанйей Махапрабху. После десяти дней интенсивного общения с преданными из Навадвипа, Шри Чайтанйа покинул Джаганнатха Пури, и Рагхунатх Дас отправился домой.
Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанйа вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать духовности. Юноша был доставлен в Шантипур в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарйи, где состоялась его встреча со Шри Чайтанйей. Слезы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанйю, улыбавшегося ему, точно старому другу.
Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанйа повелел ему возвратиться домой. «Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, — сказал Шри Чайтанйа, — а пока живи, как обычный человек». Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтанйи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.
В течение шестнадцати лет он служил Шри Чайтанье Махапрабху и своему наставнику Сварупе Дамодаре Госвами в Джаганнатха Пури. Господь Гауранга передал ему Свое личное Божество Говардхана-шилу и гунджа-малу.
После того, как Шри Чайтанья Махапрабху покинул этот мир, Рагхунатха дас не хотел больше жить и потому отправился во Вриндаван, чтобы покончить с жизнью, бросившись с Говардхана. Во Вриндаване Шри Рупа и Санатана Госвами удержали его от этого шага. Они убедили Госвами продолжать жить и ежедневно рассказывать об играх Господа, что он и делал на протяжении трех часов каждый день, вплоть до самой смерти. Подобная практика Рагхунатха Даса дала возможность Рупе и Санатану регулярно слушать из его уст повествования о Шри Чайтанйе Махапрабху. В конце концов, среди вайшнавов имя Рагхунатха Даса стало нераздельным с именем Рупы и Санатаны. Тесно подружившись между собой, они продолжали свое служение во Вриндаване до последних дней жизни.
Большую часть времени Рупа и Санатана проводили в самом Вриндаване, тогда как Рагхунатх Дас путешествовал в городок Говардхан во Врадже, где предавался медитации близ прекрасного озера, известного в наши дни под названием Радха-кунда. Впоследствии Радха-кунда прославилась среди вайшнавов как мистическое жилище Рагхунатха Даса Госвами (или «Даса Госвами», как называли его во Вриндаване), поскольку именно здесь в маленьком домике он и решил поселиться.
Рагхунатх Дас не сразу обзавелся жильем, поначалу он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию. Широко известная история о раннем пребывании беззащитного Даса Госвами возле Радха-кунды ныне увековечена. «Бхакти-ратнакара» описывает такой эпизод. Как-то раз, во время глубокой медитации Госвами, тигр с тигрицей пришли на водопой к Шйама-кунде, находящейся в непосредственной близости от Радха-кунды. Хотя Дас Госвами по этому поводу не проявлял никакого беспокойства, Господь Кришна низошел на землю и Сам охранял его, чтобы медитация Рагхунатха ничем не нарушалась и жизнь не подвергалась опасности.
Санатана Госвами, случайно проходивший мимо, стал очевидцем этой сцены. Когда тигры и Господь Кришна удалились, он подошёл к Дасу Госвами, стал убеждать его в необходимости построить хижину, чтобы не вынуждать Господа Самому приходить на его защиту. Однако Дас Госвами, сосредоточенный только на медитации, не воспринял всерьёз совет Санатаны.
Но, спустя какое-то время, аналогичный инцидент повторился, и Рагхунатх уже не мог не придать ему значения. Однажды, когда в течение нескольких часов он неподвижно сидел в медитации под палящими лучами солнца, преданные стали волноваться за его жизнь. В это время появилась Радхарани и, встав за спиной, заслонила его от жарких солнечных лучей концом своего сари. Санатана Госвами, вновь оказавшийся рядом, видел всё происходящее и заметил, что одежды Радхарани намокли от трансцендентного пота, когда, совершая любовную аскезу ради Рагхунатха Даса, она охраняла своего верного преданного. Затем, обернувшись к Санатане, Шримати Радхарани улыбнулась и исчезла. После описанного случая Рагхунатха Дас Госвами построил маленькую хижину, дабы любящей его Радхике не приходилось впредь брать на себя заботу о защите его от полуденного зноя.
Рагхунатха дас Госвами составил три книги: Става-мала (или Стававали), Дана-чарита и Мукта-чарита. Он прожил очень долгую жизнь. Большую часть своей жизни, как и последний период, он провел на берегу священного озера Радха-кунды. То место, где Рагхунатха дас Госвами совершал свое преданное служение у Радха-кунды, существует и по сей день. Его бхаджан-кутир, или место, где он совершал поклонение, сохранилось до сих пор и является местом паломничества.